Выставка «Меццо-тинто: полутона и интонации» откроется в выставочном Пакгаузе

23 авг 2022
main image

В выставочном Пакгаузе Нижегородский государственный художественный музей реализует специальную выставочную программу — масштабный международный проект «Меццо-тинто: полутона и интонации», представляющий современные гравюры в «чёрной манере» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Для посетителей выставка «Меццо-тинто: полутона и интонации» будет работать с 31 августа по 27 ноября 2022 года.

Меццо-тинто — это редкая техника гравюры на меди. За своеобразие художественного языка меццо-тинто также называют «чёрной манерой», поскольку приверженцы этой разновидности печатной графики работают не вполне традиционным образом: вместо того, чтобы создавать тёмные контуры и силуэты на светлом фоне, меццотинтисты «добывают» свет из темноты. Меццо-тинто позволяет создавать светоносные образы — почти до иллюзорности реалистичные изображения, благодаря плавным, «живописным» градациям полутонов от глубокого бархатно-чёрного до чистого белого цвета. Техника меццо-тинто, изобретённая в XVII столетии для воспроизведения и тиражирования живописных полотен, на современном этапе развивается как самостоятельное авторское искусство поистине элитарного характера, поскольку в «чёрной манере» работает не более пяти сотен авторов по всему миру.

Представленные на выставке 300 работ входят в уникальную коллекцию современного меццо-тинто Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Эта часть музейного собрания начала формироваться благодаря проведению в Екатеринбурге Международного фестиваля меццо-тинто, который, начиная с 2011 года, удалось реализовать шесть раз. На сегодняшний день музейная коллекция современного меццо-тинто насчитывает более 1 500 работ 250 художников со всего мира, работающих в этой изысканной и чрезвычайно трудоёмкой технике гравюры. Выставка «Меццо-тинто: полутона и интонации» в Нижнем Новгороде — это первый столь масштабный «гастрольный показ» беспрецедентного собрания, аналогов которого не существует среди музейных и частных коллекций мира.

Проект представляет собой и своеобразный гала-показ, который объединяет персональные выставки десяти «звёзд» современного меццо-тинто из десятка стран от Аргентины до Японии: Арта Вергера (США), Ги Ланжевена (Канада), Деборы Чапман (Аргентина), Марка Фризинга (Люксембург), Мартина Митчелла (Великобритания), Эрлинга Вальтюрсона (Норвегия), Томаша Винярски (Польша), Хашми Аззы (Бельгия), Бонми Сангхума (Таиланд) и Микио Ватанабе (Япония — Франция). В разные годы все эти художники становились победителями Международного фестиваля меццо-тинто (за исключением бельгийца Хашми Аззы — мэтра «чёрной манеры», участвовавшего в проекте вне конкурсной программы). Каждый из десяти авторов в своё время принял решение преподнести в дар Екатеринбургскому музею изобразительных искусств свои лучшие работы.

За плечами представителей старшего поколения участвующих в выставке художников — по три-четыре десятилетия работы в технике меццо-тинто, бесспорное международное признание и, по большому счёту, отсутствие необходимости завоёвывать престижные звания и награды. Однако эти мастера первой величины — не только постоянные участники-экспоненты Международного фестиваля меццо-тинто: все они стремятся быть представленными в коллекции «чёрной манеры» Екатеринбургского музея изобразительных искусств репрезентативной подборкой своих работ (порой — полных монографических ретроспектив, позволяющих анализировать эволюцию творческой карьеры мастера от первых шагов в «чёрной манере» до квинтэссенции авторского высказывания в этой технике).

Проект «Меццо-тинто: полутона и интонации» представляет спектр индивидуальных авторских манер, разнообразие тем, сюжетов и жанров, возможность сопоставления альтернативных технических подходов — как методов, соответствующих классическому канону, так и новаторских экспериментов.

Ценители графического искусства получат возможность открыть для себя изысканную технику гравюры, а источником многогранных впечатлений станут сюрреалистические композиции Марка Фризинга и Хашми Аззы, полуабстрактная обнажённая пластика Ги Ланжевена, масштабные динамические беспредметные композиции Томаша Винярски, символический реализм Деборы Чапман, утончённый натурализм мира флоры и фауны Микио Ватанабе, «дзен-ботаника» Бонми Сангхума, городские виды и истории из частной жизни жителей американских мегаполисов Арта Вергера, английские ландшафты и достопримечательности в классических пейзажах Мартина Митчелла, а также продолжающие традиции жанра vanitas натюрморты Эрлинга Вальтюрсона.

Проект «Меццо-тинто: полутона и интонации. 3 континента. 10 художников. 300 гравюр в «чёрной манере» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств» — это премьерный показ в череде выставок, организуемых Нижегородским государственным художественным музеем на экспозиционной площадке в Новом современном культурном центре «Пакгаузы». Спустя сто с лишним лет после проведения в Нижнем Новгороде знаменитой Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, отреставрированные пакгаузы вновь обрели роль знаковых пространств для реализации современных выставочных и концертных проектов.

Режим работы:

  • вторник — среда: с 10:00 до 18:00,
  • четверг: с 12:00 до 20:00,
  • пятница — воскресенье: с 11:00 до 19:00,
  • понедельник — выходной.
Другие новости